Право   и   экономика.

Поскольку восстание рабов в древнем Риме проходило под девизом: “Хлеба и зрелищ!”, то можно сделать вывод о том, что физиологические потребности, в иерархии необходимого человеку, стоят на первом месте. Голодный человек думает о куске хлеба, а не о духовных ценностях.  Исходя из этого соображения, я начну свою интеллектуальную интервенцию с решения экономических проблем.

Начну с отступления от темы.

Обратимся к Библии. В книге «Бытие» говорится: «В начале был Бог…» Бог создал небо и землю. Затем Он  создал сушу. Затем создал человека.  Изгнав человека из рая – Бог предоставил ему свободу выбора. Воспользовавшись предоставленной  свободой, человек начал сам регулировать  взаимоотношения с себе подобными. Постепенно эволюционируя, эти взаимоотношения приобрели формы государственности.

Уже можно сформулировать первую аксиому:

I.                    «Человек первичен, а государственность вторична»

Люди, проживающие на определенной территории, создают государство, создают органы власти и делегируют им функции регулирования взаимоотношений в обществе и через налоги берут на себя обязательство финансового обеспечения делегированных функций.  Из этого следует:

II.                 «Органы   власти обладают делегированными полномочиями»

III.               «Государство для граждан, - а не граждане для государства»

IV.              «От государства гражданам максимум гарантий при минимуме затрат»

Эти четыре постулата помогут в дальнейшем обосновать необходимость принятия решений. «Имея богатства – они нуждаются, а это самый страшный вид нищеты».

Не нас ли с вами имел в виду Сенека, когда говорил эти слова. Мы «умудрились»  разрушить, разворовать и привести в негодность мощный некогда экономический потенциал. После развала СССР экономисты встали на раздорожье, не зная, какой экономической  модели отдать предпочтение.  А  имеется всего то три  алгоритма развития ситуации. Из них  лишь один не имеет недостатков.

Рассмотрим на примере:

А). Бесконтрольный допуск на внутренний потребительский рынок импортных товаров потребления привел к тому, что более качественный и более дешевый импорт (часть его) перехватил спрос у отечественного (внутреннего)  товаропроизводителя. Предприятия остались без заказов, работники без зарплаты, потенциальный покупатель без денег на покупки. Отсутствие платежеспособного спроса еще более снизило заказы производителю товара.  Процесс развивался по ниспадающей сужающейся спирали.  В данное время платежеспособный спрос  находится на уровне  комнатного тапка.

Рассмотрим противоположную ситуацию:

Б). В данное время на внутреннем рынке сложился баланс соотношений: товар - деньги, предложение – спрос. Если вы волевым решением запретите ввоз импорта, то очень скоро денег у покупателя станет больше чем товара на прилавках. Дефицит товара вызовет повышение цен на него. Деньги в кошельке покупателя начнут обесцениваться.  Вряд ли стоит пояснять вам, что такое  инфляция. Вы испытали ее на своей шкуре.  Да что там промышленные товары. Запретите импорт пшеницы в неурожайный год,  и голод гарантирован.  Следовательно: и бесконтрольный допуск импорта, и категорический запрет его влекут негативные последствия.  Это две крайности.

Мудрость народа сконцентрирована в пословицах. А пословица гласит: «Истина находится не в одной или другой крайности – а посредине между ними».

 Для данного случая золотую средину можно  сформулировать следующим образом:

«Импорт предназначен выполнять функцию дополнения недопроизводства, а не вытеснения внутреннего товаропроизводителя с собственного рынка».

В древнем Китае по этому поводу сказали бы: «Это Дао решения данной проблемы».

Одни кухаркины дети запрещали импорт.

Другие – допустили без ограничения.

Я предлагаю  золотую середину.

Продолжу обоснование. При импорте товаров потребления имеет место конкуренция. Конкуренция бывает прямая и косвенная. Прямая конкуренция различается по цене и по качеству. Качество товара – величина постоянная и не поддающаяся изменению. Остается ценовая конкуренция. Можно  двумя противоположными методами  сделать товар внутреннего производителя конкурентно-способным по  цене:

А)увеличив ввозную пошлину. А этого как раз нельзя делать из-за  крайне   низкой покупательской способности  потребителя. Эта мера была бы равноценна запрету импорта с вытекающими негативными последствиями. Остается – удешевление товара внутреннего товаропроизводителя. Цена товара состоит из: (грубо) производственных затрат и непроизводственных надбавок.  Следовательно, удешевить внутренний товар можно, - уменьшая эти величины. Одной из   непроизводственных надбавок является налог. Величина налога является единственным  регулятором экономических процессов.

В зависимости от величины – налог может служить и «кнутом» и «пряником».

А теперь представьте ситуацию: с торгующего товарами отечественного производства вдруг начали брать  налог меньше, чем с предприятия, торгующего импортом. Торговать отечественным товаром становится выгоднее. Начинают расти  заказы внутреннему товаропроизводителю. Заказы дают работу. Работа дает зарплату. Зарплата поднимает платежеспособный спрос потребителя.  Заказы еще возрастают. Процесс развивается по  восходящей расширяющейся спирали.  Рост производства увеличит поступления в бюджет за счет увеличения ( в абсолютном выражении) поступлений от налогов с производства. Это в свою очередь даст возможность больше средств направлять в сферу социальной защиты.

Распределить крохи - большого ума не надо, а вот  умножить малое – глупцу не по силам. Такие вот дела «уважаемые» (господа-товарищи) депутаты.

Налоги обладают (должны) двумя функциями:

а)фискальная (наполнение казны),

б)регулирующая.

Существующие ныне (в экономическом пространстве стран СНГ) налоги выполняют  лишь фискальную функцию.  Налог с прибыли + налог с оборота. Чем лучше и больше работаешь – тем больше отдаешь. А это значит, что налог с оборота еще и тормозит деловую активность. Уже слышал от людей: «А мне все равно, я налогов не плачу». Еще как платите! Даже покупая хлеб, соль, сахар, спички – вы платите налог на добавленную стоимость,  который входит в стоимость этих товаров. Додайте сюда еще налоги, взятые с производителей этих товаров. Они тоже входят в цену купленного вами товара. Поэтому, не стоит обольщаться. Все платим. И платим много.

Надеюсь, что я внятно пояснил суть происходящего и обосновал необходимость принятия Закона, проект которого привожу ниже.

 

Проект Закона
«Об отмене налога с прибыли от торговли
товарами отечественного производства»

 

Цель Закона: Защита внутреннего  товаропроизводителя от экспансии  зарубежных фирм.

Правовое обоснование: «Государство для граждан!»

Данный закон поставит этот принцип с головы на ноги, как и надлежит быть.

Ожидаемый результат: Увеличение внутреннего  валового продукта.

Повышение уровня жизни граждан. Снижение уровня безработных.

Улучшение социальной защиты граждан. 

Статья 1.Государство различает субъекты торговли товарами потребления по двум категориям:

а) Торгующие импортом,  

б) Торгующие товарами отечественного производства.

Статья 2.Отменяется налог с прибыли для торгующих товарами отечественного производства.

Статья 3.Юридические и физические лица, при желании, в письменной форме заявляют в налоговую инспекцию о  принадлежности к категории «Б».

Статья 4.Налоговые инспекции на основании заявления субъекта торговли о принадлежности к категории «Б» предоставляют налоговые льготы.

Статья 5.В случае обнаружения в ассортименте торговли, заявленного субъекта, хоть одного наименования импортной продукции, налог с данного субъекта взимается в размере налога категории «А» с начислением 50%  штрафных санкций.

Статья 6.Юридическим  и физическим лицам, которые трижды нарушали данный Закон отказывается в лицензии на посредничество сроком на 5 лет.

Статья 7.Исполнение данного Закона возлагается на государственную налоговую инспекцию.

Статья 8.Контроль за исполнением данного Закона возлагается на прокуратуру.

Кроме импорта готовых товаров потребления возможен также импорт оборудования, технологий, материалов, комплектующих, сырья, энергоносителей и т.д. Обоснование здесь будет очень кратким и надеюсь понятным для всех: Чем меньшую часть работы государство отдаст мировому сообществу через импорт – тем лучше будут жить граждане этого государства.  Чем большую часть работы государство отнимет у мирового сообщества через экспорт своей продукции – тем лучше будут жить граждане этого государства. Вывод: чтобы лучше жить – необходимо ограничивать импорт и стимулировать экспорт.  Опять развитие экономики пойдет по возрастающей расширяющейся спирали.  Следует также помнить: ограничение импорта – это Добро, а стимулирование экспорта – это Добро, которое превращается в Зло.

А теперь представьте ситуацию: с  отечественного товаропроизводителя начали взимать налог  в размере 20% от суммы покупки в случае, если он покупает что-то из-за границы. Не желая платить этот налог, производитель будет искать необходимое среди отечественных производителей. И лишь не найдя его, вынужден будет покупать с импорта. Таким образом импорт будет дополнять недопроизводство, а не вытеснять отечественного производителя с собственного рынка.  Надеюсь, что убедил  вас в необходимости принятия очередного Закона.

 

Проект Закона
«О введении налога на покупку с импорта для производителя товаров и услуг»

 

Цель Закона: Защита внутреннего  товаропроизводителя от экспансии  зарубежных фирм.

Правовое обоснование: «Государство для граждан!»

Ожидаемый результат: Рост  внутреннего  валового продукта.

Повышение уровня жизни граждан. Снижение уровня безработицы.

Улучшение социальной защиты граждан. 

Статья 1.Государство различает покупки необходимого сделанные отечественными производителями товара по двум категориям:

а)покупка необходимого от внутреннего товаропроизводителя,

б)покупка необходимого от внешнего товаропроизводителя

Статья 2.При покупке необходимого с импорта отечественный товаропроизводитель уплачивает налог в сумме 20% от суммы покупки.

Статья 3. Исполнение данного Закона возлагается на государственную налоговую инспекцию.

Статья 8.Контроль за исполнением данного Закона возлагается на прокуратуру.

А сейчас поговорим об оборотных средствах.

Представьте ситуацию: Субъект «А» купил товара на 1000 у.е. и  продал его в течение месяца. Субъект «Б» купил тоже товар на 1000 у.е. аналогичного товара, но  не накручивая цену на него до максимума  при продаже, а продавал  намного дешевле. Товар у него охотно покупали. В течение месяца он еще трижды на 1000 у.е. покупал этот товар и продавал его. С обеих субъектов взято налог с оборота.  Но ведь субъект «Б» работал больше. В абсолютном выражении он больше и отчислил налога.  Этот налог противоречит здравому смыслу, и тормозит деловую активность.

Вы наверняка слышали принцип: «Кто не работает – тот не ест!» Из него вытекает: хорошо работаешь – хорошо кушаешь, плохо работаешь – плохо кушаешь.

Существующий закон позволяет хорошо кушать и тому, кто хорошо работает, и тому кто плохо работает. 

Существуют два противоположных способа заработать деньги:

а)через максимальную накрутку цен на товар,

б)через увеличение оборота оборотных средств.

При первом варианте владелец товара взвинчивая цены, малым количеством товара выкачивает с потребителя большое количество денег и давится своей жадностью.  Падает платежеспособный спрос потребителя.  Снижаются заказы отечественному производителю. Работающие – без зарплаты. Потенциальный покупатель без денег на покупки.   Начинаются лизинговые операции. Опять ниспадающая спираль.

Второй вариант не дает этих последствий.  Деньги должны доставаться трудно и оставаться у того, кто зарабатывает их упорным трудом.

Представьте ситуацию: Кабинет Министров на основании статистических данных за предыдущий год, расчитывает среднюю длительность оборота для каждой отрасли. Средняя длительность оборота принимается за единицу.

Далее налог с оборота насчитывается по  прогрессивной шкале.

У кого длительность оборота ниже единицы – тот платит больший процент налога. А те, у кого длительность оборота выше единицы, - платят меньший процент налога. Налог с оборота начнет выполнять функцию регулирования экономических процессов. Он будет  служить и в качестве кнута, подстегивая нерадивых и в качестве  пряника для преуспевающих.

В конечном итоге этот Закон будет иметь антимонопольную направленность и будет защищать нас всех от  обдираловки со стороны  производителя и посредников. Принцип: «Государство для  граждан…» будет поставлен с головы на ноги, как и должно быть.

 

Проект Закона
«О дифференцированном взимании налога с
оборота с субъектов хозяйственной деятельности»

 

Цель Закона: Защита потребителя на внутреннем  рынке от экспансии владельцев товара на пути следования товара от производителя к потребителю.

Правовое обоснование: «Государство для граждан…»

Ожидаемый результат: Возрастание платежеспособного спроса граждан и повышение уровня их благосостояния.

Статья 1.Действие данного Закона распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности.

Статья 2.Налог с оборота рассчитывается по существующей методике и взимается в размере 20%.

Статья 3.Кабинет Министров, на основании статистических данных за предшествующий год, рассчитывает среднюю длительность оборота для каждой отрасли хозяйства.

Статья 4.Расчитанная Кабинетом министров цифра средней длительности оборота принимается за единицу.

Статья 5.Длительность оборота субъекта хозяйственной деятельности делится на среднюю  длительность оборота рассчитанную Кабинетом Министров.

Статья 6.

При получении коэффициента равного 1 налог с оборота взимается в размере 20%. 

При коэффициенте 1,5 и выше налог равен 10%

При коэффициенте 1,2  налог равен 15%

При коэффициенте 0,8  налог равен 25%

При коэффициенте 0,5 и ниже налог равен 30%

Статья 7. Исполнение данного Закона возлагается на государственную налоговую инспекцию.

Статья 8.Контроль за исполнением данного Закона возлагается на прокуратуру.

Этот Закон будет стимулировать предприятия больше работать. Стимуляция будет производиться за счет нерадивых. Деньги будут аккумулироваться там, где они используются наиболее эффективно.

 

Рентабельность.

А сейчас поговорим о рентабельности.

Рентабельность - это соотношение  прибыли к затратам. Уровень рентабельности показывает уровень выгоды от вложенных в бизнес средств. Развитие рыночной экономики происходит по синусоиде. В момент роста экономики наступает «период сытости». Предприятия меньше внимания начинают уделять снижению производственных затрат. Затраты растут. Их величина закладывается в стоимость товара. Покупатель за единицу товара вынужден платить больше. Снижается платежеспособный спрос  потребителя. Заказы производителю уменьшаются из-за нарушения баланса соотношения: товар - деньги. Начинается спад в экономике. Это свидетельствует о недостаточном регулировании экономических процессов.

Процесс можно выразить следующим графиком:

А теперь представьте ситуацию: парламент ввел налог с рентабельности. Кабинет министров на основании статистических данных за предыдущий год расчитывает среднестатистический коэффициент рентабельности для каждой отрасли, который принимает за единицу.

Затем коэффициент рентабельности каждого предприятия делится на среднестатистический. Если в результате деления получится 1 , то налог с рентабельности берется в размере 20% от суммы прибыли.

При коэффициенте 1,5 и выше налог равен 10%

При коэффициенте 1,2 налог равен 15%

При коэффициенте 0,8 налог равен 25%

При коэффициенте 0,5 и ниже налог равен 30%

При постоянном действии, этот Закон будет подхлестывать как нерадивых, так и  преуспевающих, даже в период сытости. Синусоида вначале уменьшит амплитуду, а затем превратится в равную линию. График будет иметь вид:

    

С течением времени прямая будет лишь подниматься вверх по оси Z.   Активность экономики будет возрастать все время.

Этот Закон все время будет заставлять предприятия экономить, на чем только можно. Он будет выполнять функцию антикризисного регулирования.

Волновая  цикличность развития экономики исчезнет.

Зарплата.

А сейчас поговорим о зарплате.

При  нарушении баланса соотношения товар - деньги на внутреннем  потребительском рынке, в ситуации, когда денег становится больше чем товара, целесообразно ограничение  роста заработной платы, что и было сделано. На уровне Закона была утверждена  прогрессивная шкала начисления подоходного налога. Не берусь оспаривать необходимость этих мер. Хочу лишь обратить ваше внимание  на одно обстоятельство.

Представьте ситуацию: рядышком работают два предприятия. Первое из них экономит на сырье, энергоносителях, материалах. Внедряет новое оборудование, позволяющее производить более качественную продукцию и имеющее высшую производительность. Работающие на этом предприятии заинтересованы в конечном результате труда и работают с полной отдачей. Предприятие работает стабильно. Имеет хорошие показатели оборота и рентабельности.

Другое предприятие не имеет этих показателей.  Парадоксально – но факт!  Оба этих предприятия имеют одинаковую % ставку норматива отчисления в фонд заработной платы. Это же абсурд! Получается ,  что едят одинаково и тот, кто работает хорошо и тот, кто работает плохо.

Норматив отчисления  в фонд заработной платы должен зависеть от оборота и рентабельности предприятия. Чем выше оборот и рентабельность предприятия – тем выше должен быть и норматив отчисления в фонд заработной платы, и наоборот. Уравниловка развалила СССР. Неужто, чтобы чему - то научится, необходимо дважды наступить на опрокинутые грабли. Говорят: «умный учится на чужих ошибках, а дурака и свои ошибки ничему не научат». Так кто же мы все - таки?

Если законодательно будет реализован этот принцип регулирования заработной платы, то это даст возможность автоматического регулирования поступления денежной массы на руки к потребителю в зависимости от объемов производства. Синусоида превратится в прямую линию. Кризис по этому фактору становится невозможен.

Норматив отчисления в фонд заработной платы должен расчитываться по формуле:

Н.З.П. =  (Пр. * Об. * Рен. ) / Затр. 

где,
Пр. – прибыль предприятия за отчетный период
Об. – коэффициент оборота предприятия за отчетный период
Рен. – коэффициент рентабельности предприятия за отчетный период
Затр. – затраты предприятия за отчетный период на весь объем произведенной продукции.

1.                    Чем больше прибыль предприятия – тем больше норматив отчисления в фонд заработной платы.

2.                    Чем выше надбавка цены  на производимый товар – тем меньше коэффициент оборота, и  тем меньше отчисление в ФЗП.

3.                    Чем меньше рентабельность предприятия, тем меньше отчисления в ФЗП.

4.                    Накручивая цену, предприятие  платит выше налог с оборота.

5.                    Повышая затраты, предприятие платит выше налог с рентабельности и уменьшает отчисления в ФЗП.

Для  повышения зарплаты предприятию придется увеличивать оборот и снижать затраты. Иного выхода для них не остается. Уравниловка исчезнет.

Государство может и должно регулировать лишь основные макроэкономические показатели. Увеличение количества налогов приведет к снижению процентной ставки налогов. Экономия от налоговых льгот станет мизерной и перестанет выполнять роль стимулятора.   Суммарная величина всех налогов не может быть больше половины прибыли предприятия ( Не более 52%). Величина всех налогов автоматически закладывается в цену товара. Чем больше налоги – тем менее конкурентоспособен внутренний товар на внешнем рынке, и тем меньше покупательская  способность потребителя на внутреннем рынке.

Инфляция.

А сейчас поговорим об инфляции.

Специалисты различают несколько ее видов в зависимости от причин ее вызвавших.

Это эмиссионная инфляция, кредитная, инфляция спроса, инфляция вызванная ростом производственных затрат, структурная, обусловленная налогами, а также инфляция из-за роста заработной платы.

Вышеприведенные проекты Законов обуздывают все разновидности инфляции за исключением: эмиссионной, кредитной и импортированной. Речь  пойдет об эмиссионной инфляции и инфляции ,  вызванной налогами.

Экономические и социальные возможности Государства  зависят от размеров  пирога, который называется Бюджет. Бюджет характеризуется  поступлениями и расходами. К началу следующего года Кабинет Министров, на основании тщательного анализа, готовит проект Бюджета на последующий год. В этом проекте прогнозируются объемы поступлений, через налоги, в Бюджет в следующем году.  Эти деньги являются финансовым обеспечением государственных программ.

На практике получается следующее: Парламент принимает ряд Законов, требующих больше денег, чем по прогнозу их поступит Бюджет в следующем году. Перед Кабинетом Министров сразу встает задача сбалансирования поступлений и расходов. Это делается через введение в оборот излишней денежной массы.  Нарушается баланс соотношения товар - деньги.  Растут цены на товар. Деньги обесцениваются и перестают выполнять функцию накопления.  Начинается бегство от денег.  Потребитель начинает жить одним днем.

 Есть и другой способ увеличения поступлений в Бюджет. Это увеличение цен на коммунальные услуги. Этот способ не имеет ярко выраженных негативных последствий, хоть и снижает  покупательскую способность потребителя. В обеих случаях принцип: «Государство для граждан»  ставится с ног на голову и звучит так: «Граждане для государства».

Парламент своими действиями провоцирует дефицит бюджета, а затем превращает Кабинет Министров в «мальчиков для битья».  И так будет до тех пор, пока проект поступлений в Бюджет, разработанный кабинетом министров, не станет чем-то наподобие индуистской священной коровы. Что имеем – то и делит парламент. Что сверх этого – табу! Принцип: «Государство для граждан»   ставится с головы на ноги.

Сегодня наш пирог весит 100 тонн – парламент делит его. Завтра он весит 1 тонну – пусть делят тонну. Депутаты любят лишь «пряники раздавать». Если кто-то из них заикнется об сокращении расходов на социальные проблемы – он «политический труп».

Не видать ему переизбрания на следующий срок. Коллеги моментом втопчут его в грязь. Это негативная сторона демократии ( Зло в добре).

Необходимо перераспределение влияния ветвей власти. Инициатором этого перераспределения может и должен выступить президент.

Правовое обоснование для этого:

Принцип: «Государство для граждан, - а не граждане для государства».

Конституция гарантирует гражданам право частной собственности. Деньги в кошельке гражданина являются формой частной собственности. Дефицит бюджета покрывается за счет граждан методом «выворачивания карманов». Следовательно: дефицитный бюджет противоречит гарантиям Конституции, которые являются нормами прямого действия, и  должен быть обжалован в Конституционном Суде.

Если к началу финансового года Парламентом не утвержден бездефицитный Бюджет, - то в действие должен вступать проект Бюджета, разработанный Кабинетом Министров. Депутаты не использовали свой шанс, а хаос в экономике недопустим. Этим действием удается избегнуть эмиссионной инфляции. 

Кроме вышеперечисленных, имеется еще одна разновидность инфляции, это инфляция, вызванная налогами.

Повышение налогов ведет к тому, что потребитель за единицу товара начинает платить больше денег. Иными словами деньги обесцениваются. Экономисты этот процесс обозначают термином «инфляция». Деньги теряют функцию накопления.  Потребитель начинает жить одним днем и старается отоварить все наличные деньги. Бегство от денег усиливается давлением денежной массы на товарный рынок. В условиях внутреннего недопроизводства товаров потребления,  большая часть платежеспособного спроса приходится на импорт. Импорт перехватывает часть спроса у внутреннего товаропроизводителя. Предприятия без заказов,  → работающие без зарплаты,→ потенциальный потребитель остается без денег на покупки.  Заказы внутреннему товаропроизводителю еще снижаются. Процесс развивается по ниспадающей сужающейся спирали.

Допущенная инфляция – это подарок зарубежному товаропроизводителю.

Более того, увеличение налогов закладывается в цену товара и снижает конкурентноспособность  отечественного товара на внешнем рынке. Снижается объем экспорта. Нарушается внешнеторговый баланс. Государство начинает жить в долг. Долги нужно, рано или поздно, возвращать. Величина долга затягивает петлю на шее отечественной экономики. В данный момент государство расплачивается акциями предприятий. Но ведь акции тоже когда-то кончаются. Прибыль по акциям будет вывозится за рубеж Эти  деньги теряются для экономики страны. К тому же инфляция попирает все  цивилизованные принципы построения государственности.  Они ставятся с ног на голову и начинают звучать следующим образом.

а) Государство первично, а граждане вторичны.

б) Граждане для государства, а не государство для граждан.

в) от государства гражданам минимум гарантий при максимуме затрат.

В этом и предыдущих материалах доказана целесообразность и указаны способы обуздания почти всех разновидностей инфляции.

Остается необузданной лишь импортируемая инфляция. Экономике необходимы энергоносители сырье, новые технологии и т.д. Если государство не обладает необходимыми внутренними ресурсами, то необходимое вынуждено закупаться за рубежом. Эта разновидность инфляции неподконтрольна государственным органом власти. Ее лишь можно смягчить через альтернативность источников импорта.

Деньги.

Поговорим о деньгах. 

Деньги выполняют две функции. Первая из них – функция обмена, вторая – функция накопления.  Человек думает о завтрашнем дне. Он всегда старается отложить немного денег на «чёрный день».

Но это происходит лишь в случае, если  деньги сохраняют функцию накопления. Если деньги теряют стоимость, люди стараются от них избавится. Начинается бегство от денег. Увеличивается давление денежной массы на товарный рынок. Прилавки пустеют, или восполняются за счет импорта. С целью уменьшения давления денежной массы на товарный рынок, государство вынуждено предоставлять своим гражданам  средства защиты от инфляции. Одним из средств защиты является механизм купли – продажи стабильных валют. Это средство имеет недостаток. В любой момент иностранная валюта может быть конвертирована в национальную и направлена в сферу потребления. К тому же во время очередного витка инфляции банки стараются защитить свои активы и стабильную валюту не продают. А это значит, что этот механизм не вполне справляется с возложенными на него задачами.

Имеется ещё один механизм защиты накоплений, который стабилизирует внутренний потребительский рынок. Это введение в оборот монет из драгоценных металлов. В момент инфляции такая монета обесценивается  по отчеканенному номиналу, но остается в цене по содержанию драгоценного металла, ибо цены на мировом рынке на драгоценные металлы более менее  стабильны.  Такую монету даже можно на время вывести из оборота, а затем после стабилизации скупить. Вреда не будет. Оба эти механизма защиты имеют общий существенный недостаток.  Деньги, хранящиеся в кубышке, утеряны для экономики страны, ибо не могут быть использованы для увеличения выпуска товаров народного потребления.

Скажу пару слов об инвестициях. Инвестиции бывают внешние и внутренние.  Для наглядности представьте перед собой уравновешенные весы.  На левой и правой чашах весов стоят гири общим весом по 5 кг.  С левой чаши весов снимите гирю в 1 кг. Весы выйдут из равновесия.

Уравновесить весы можно двумя способами:

а) взять извне и положить на левую чашу гирю в 1 кг.;  либо

б) взять из правой чаши весов гирю в 0,5кг. и положить на левую чашу.

Этот опыт наглядно демонстрирует разницу между внешними и внутренними инвестициями.

Внешние инвестиции лишь увеличивают производство товаров потребления.       

Внутренние инвестиции:

-         увеличивают производство товаров потребления и

-         снижают давление денежной массы на потребительский рынок. 

Одно достоинство против двух. Внутренние инвестиции предпочтительнее внешних.

Для того, чтобы внутреннее инвестирование стало возможным, должен возрасти платежеспособный спрос потребителя, и должна быть обуздана инфляция, что возвратит деньгам функцию накопления. Платежеспособный спрос не будет увеличиваться до той поры пока:

1.      Импорт будет на правах хозяина , а не гостя, на внутреннем потребительском рынке государства ( Ян – хозяин, Инь – гость)

2.      Пока владелец товара будет иметь возможность накручивать цену на товар по максимуму.

3.      Пока будет иметь место инфляция.

4.      Пока внутренний производитель товара будет иметь возможность безнаказанного повышения производственных расходов.

Проведение вышеуказанных мероприятий на Законодательном уровне позволит поднять уровень жизни граждан. В кошельке у потенциального потребителя появятся деньги. Деньгам будет возвращена функция накопления. Потенциальный потребитель часть денег начнет откладывать для обеспечения старости. Сбалансировать внутренний потребительский рынок можно двумя методами. Это либо увеличивая предложение, либо уменьшая спрос. Увеличить предложение можно либо за счет импорта, либо за счет увеличения выпуска товара внутренним товаропроизводителем.  Импорт снижает платежеспособный спрос. Увеличение производства товара внутренним производителем этот спрос повышает, - поэтому предпочтительнее.  Уменьшить платежеспособный спрос можно тоже двумя противоположными способами:

а) методом выворачивания карманов со стороны государства и владельцев товара (Деньги проедаются);

б) методом отвлечения свободных средств потребителя.

Выворачивание карманов ведет к снижению объемов производства и падению уровня жизни граждан, поэтому этот метод неприемлем. Задачу отвлечения свободных средств потребителя выполняет рынок ценных бумаг и услуг. Банк берет деньги взаймы у потребителя и дает их под проценты производителю товаров. Это позволяет увеличить производство товаров потребления за деньги потребителя. Сразу убивается два зайца: снижается давление денежной массы  на потребительский рынок и предложение увеличивается. Но этот способ имеет также и негативную сторону. Банк, как всякий посредник, тоже должен на этом что-то заработать. Стимул потенциального потребителя вкладывать деньги в производство сразу уменьшается на величину банковского «что-то». Положительной стороной банковского посредничества является гарантия безопасности вложенных средств. Потеря банком части инвестированных средств лишь снижает прибыль банка и не сказывается на доходе потребителя.

Производитель товара не желая платить проценты по кредитах банков, выпускает в обиход долгосрочные обязательства в виде акций. Потребитель вкладывая деньги непосредственно в производство может получить доход несколько превышающий банковскую процентную ставку. Но и риск при этом больше из-за возможного банкротства предприятия.

Если государство заинтересовано во внутреннем финансировании развития экономики, то оно обязано уменьшить риск вложения средств методом контроля за деятельностью банков, акционерных обществ и трастовых компаний с целью недопущения рискованных операций.  Должна быть также предусмотрена уголовная ответственность лиц, приведших предприятие к краху.

Не имеет смысла вести речь о внешнем финансировании экономики страны пока не использованы возможности внутреннего финансирования.

Кредиты.

Поговорим о кредитах.

Президент Украины Л. Д. Кучма  по телевидению говорил, что рецепты МВФ для всех стран одинаковы. Для  Украины МВФ  очередной транш кредита увязывал со снижением ввозной пошлины на импорт. К чему это приводит?

Импортируемый товар становится более конкурентоспособным  по цене. Он перехватывает ещё большую часть платежеспособного спроса у внутреннего  товаропроизводителя. Предприятия страны остаются без  заказов. Работающие – без зарплаты. Снижается платежеспособный спрос  потенциального потребителя. Заказы внутреннему производителю ещё больше уменьшаются из-за отсутствия спроса. Процесс  развивается по ниспадающей сужающейся спирали.

Следовательно:  Экономически развитые страны рассматривают потенциальных дебиторов лишь как рынок сбыта для товаров собственного производства, а МВФ для них служит инструментом к достижению конечной цели.  Кредит - это не дар!  Его придется возвращать. Вот и получается, что нас всех вначале как «фраеров» «бросают на куклу»,  а затем как последних «лохов» заставляют оплачивать наше полускотское существование. С распадом СССР неоколониализм не умер, - он лишь нашёл более изощрённый способ намазывать чужое масло на свой кусок хлеба.

Чем больше кредитов взяло государство извне, - тем больше оно затянуло удавку на шее своих граждан. Кроме этого кредиты имеют ещё одну негативную сторону. Дело в том, что их разворовывают.

 Экс-Премъер Министр Украины Ефим Звягильский хапнул 28 миллионов долларов и уехал в Израиль. Другой экс-Премъер, Павел Лазаренко,  хапнул уже 100 миллионов долларов и уехал в США.

А на Украине всего  50 миллионов населения. Вот и посчитайте, кто и сколько должен будет заплатить налогов, чтобы этот кредит вернуть. С какой стороны  не  посмотришь, а от кредитов один лишь вред. Кредиты, даже если они  не разворованы, гарантируют правящей олигархии относительное спокойствие на период их пребывания у власти. Экономических проблем они не решают.  Болезнь загоняется внутрь и становится хронической. 

Вывод:  Экономически развитие страны посредством предоставляемых кредитов  покупают политиков, а граждан страны – «кидают».

Гермес.

Продолжение

Переход к Оглавлению

 

Hosted by uCoz